Усовершенствован разработанный ранее алгоритм оценивания циркуляции самолетных вихрей из измерений импульсным когерентным доплеровским лидаром Stream Line путем использования в алгоритме модели пары самолетных вихрей, учитывающей влияние на пространственную динамику и эволюцию вихрей подстилающей поверхности Земли. В численном эксперименте показано, что усовершенствованный алгоритм позволяет получать результат с высокой точностью, а используемый ранее подход дает завышение лидарной оценки циркуляции вихря примерно на 10%.
когерентный доплеровский лидар, самолетные вихри
1. Бабкин В.И., Белоцерковский А.С., Турчак Л.И., Баранов Н.А., Замятин А.И., Каневский М.И., Морозов В.В., Пасекунов И.В., Чижов Н.Ю. Системы обеспечения вихревой безопасности полетов летательных аппаратов. М.: Наука, 2008. 373 с.
2. Hannon S.M., Thomson J.A. Aircraft wake vortex detection and measurement with pulsed solid-state coherent laser radar // J. Mod. Opt. 1994. V. 41, N 11. P. 2175–2196.
3. Köpp F., Rahm S., Smalikho I. Characterization of aircraft wake vortices by 2-mm pulsed Doppler lidar // J. Atmos. Ocean. Technol. 2004. V. 21, N 2. P. 194–206.
4. Frehlich R.G., Sharman R. Maximum likelihood estimates of vortex parameters from simulated coherent Doppler lidar data // J. Atmos. Ocean. Technol. 2005. V. 22, N 2. P. 117–129.
5. Rahm S., Smalikho I. Aircraft wake vortex measurement with airborne coherent Doppler lidar // J. Aircr. 2008. V. 45, N 4. P. 1148–1155.
6. Wassaf H.S., Burnham D.C., Wang F.Y. Wake vortex tangential velocity adaptive spectral (TVAS) algorithm for pulsed lidar systems // Proc. of the 16th Bi-annual Coherent Laser Radar Conf. Session 9 – Wind Measurement Systems II. 20–24 June 2011. California. 4 p.
7. Smalikho I.N., Banakh V.A. Estimation of aircraft wake vortex parameters from data measured with 1.5 micron coherent Doppler lidar // Opt. Lett. 2015. V. 40, N 14. P. 3408–3411.
8. Smalikho I.N., Banakh V.A., Holzäpfel F., Rahm S. Method of radial velocities for the estimation of aircraft wake vortex parameters from data measured by coherent Doppler lidar // Opt. Express. 2015. V. 23, N 19. P. A1194–A1207.
9. Yoshikawa E., Matayoshi N. Aircraft wake vortex retrieval method on lidar lateral range-height indicator observation // AIAA J. 2017. V. 55, N 7. P. 2269–2278.
10. Gao H., Li J., Chan P.W., Hon K.K., Wang X. Parameter-retrieval of dry-air wake vortices with a scanning Doppler lidar // Opt. Express. 2018. V. 26, N 13. P. 16377–16392.
11. Wu S., Zhai X., Liu B. Aircraft wake vortex and turbulence measurement under near-ground effect using coherent Doppler lidar // Opt. Express. 2019. V. 27, N 2. P. 1142–1163.
12. Gerz T., Holzäpfel F., Darracq D. Commercial aircraft wake vortices // Prog. Aerosp. Sci. 2002. V. 38. P. 181–208.
13. Robin R.E., Delisi D.P., Greene G.C. Algorithm for prediction of trailing vortex evolution // J. Aircr. 2001. V. 38, N 5. P. 911–917.
14. Pierson G., Davies F., Collier C. An analysis of performance of the UFAM Pulsed Doppler lidar for the observing the boundary layer // J. Atmos. Ocean. Technol. 2009. V. 26, N 2. P. 240–250.
15. Смалихо И.Н., Банах В.А., Фалиц А.В. Измерения параметров вихревых следов самолетов когерентным доплеровским лидаром Stream Line // Оптика атмосф. и океана. 2017. Т. 30, № 8. С. 664–671; Smаlikhо I.N., Bаnаkh V.А., Fаlits А.V. Measurements of aircraft wake vortex parameters by a Stream Line Doppler lidar // Atmos. Ocean. Opt. 2017. V. 30, N 6. P. 588–595.
16. Смалихо И.Н., Банах В.А., Фалиц А.В., Сухарев А.А. Эксперимент с целью изучения вихревых следов самолетов, проведенный на летном поле аэропорта Толмачево в 2018 году // Оптика атмосф. и океана. 2019 (представлена для печати).
17. Банах В.А., Смалихо И.Н. Когерентные доплеровские ветровые лидары в турбулентной атмосфере. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2013. 304 с.
18. Lamb H. Hydrodynamics. New York: Dover, 1932. 592 p.
19. Burnham D.C., Hallock J.N. Chicago monostatic acoustic vortex sensing system // U.S. Department of Transportation. DOT-TSC-FAA-79-103. 1982. 206 p.
20. Schwarz C.W., Hahn K.U., Fischenberg D. Wake encounter severity assessment based on validated aerodynamic interaction models // AIAA Guidance, Navigation, and Control Conf., 2–5 August 2010, Toronto, Ontario, Canada. URL: http://www.wakenet.eu/ fileadmin/user_upload/News%26Publications/AIAA-237438-765.pdf