Том 32, номер 04, статья № 12

pdf Зуев В. В., Мордус Д. П., Павлинский А. В. Оценка успешности прогноза обледенения ВС на основе дистанционного способа радиометрирования атмосферы. // Оптика атмосферы и океана. 2019. Т. 32. № 04. С. 329–331. DOI: 10.15372/AOO20190412.
Скопировать ссылку в буфер обмена
Аннотация:

Представлены результаты оценки успешности прогноза обледенения воздушного судна (ВС) при использовании дистанционного способа определения зон его возможного обледенения в нижнем километровом слое. Оценка проводилась на основе расчета предупрежденности наличия опасного метеорологического явления, в данном случае обледенения ВС. Описана методика расчета предупрежденности наличия явления, которая соответствует методике, используемой в авиационных прогностических подразделениях для расчета оправдываемости. Эта методика учитывает не только время, но и высоту. Проведенные расчеты показали, что предложенный дистанционный способ успешно спрогнозировал обледенение ВС как по формуле Годске, так и по модели Шульца–Политович.

Ключевые слова:

обледенения воздушных судов, предупрежденность наличия явления, успешность прогноза, формула Годске, модель Шульца–Политович

Список литературы:

1. Reehorst A.L., Brinker D.J., Ratvasky T.P. The NASA Icing Remote Sensing System // 11th Conf. on Aviation, Range, and Aerospace Meteorology. 2005. P. 80776.
2. Иванова А.Р. Опыт верификации численных прогнозов влажности и оценка их пригодности для прогноза зон обледенения воздушных судов // Метеорол. и гидрол. 2009. № 6. С. 33–46.
3. Kadygrov E.N., Pick D.R. The potential for temperature retrieval from an angular-scanning single-channel microwave radiometer and some comparisons with in situ observations // Meteorol. Appl. 1998. V. 5, N 4. P. 393–404.
4. Зуев В.В., Нахтигалова Д.П., Шелехов А.П., Шелехова Е.А., Павлинский А.В., Баранов Н.А., Кижнер Л.И. Применение метеорологического температурного профилемера MTP-5PЕ в аэропорту для определения пространственных зон возможного обледенения воздушного судна // Оптика атмосф. и океана. 2015. Т. 28, № 11. С. 1029–1034; Zuev V.V., Nakhtigalova D.P., Shelekhov A.P., Shelekhova E.A., Pavlinskii A.V., Baranov N.A., Kizhner L.I. Application of MTP-5PE meteorological temperature profiler in an airport for determining spatial zones of possible aircraft icing // Atmos. Ocean. Opt. 2016. V. 29, N 2. P. 186–190.
5. Богаткин О.Г. Авиационная метеорология: учеб. СПб.: РГГМУ, 2005. 328 с.
6. Schultz P., Politovich M.K. Toward the Improvement of Aircraft-Icing Forecasts for the Continental United States // Weather Forecast. 1992. V. 7. P. 491–500.
7. Дистанционный способ определения пространственных зон вероятного обледенения воздушных судов в режиме реального времени: Пат. 2580375. Россия, МПК G01W 1/10, B64D 15/20. Зуев В.В., Нахтигалова Д.П., Шелехов А.П., Шелехова Е.А.; Ин-т мониторинга климатических и экологических систем СО РАН. № 2014154535/28; Заявл. 30.12.14; Опубл. 10.04.16. Бюл. № 10.
8. РД 52.27.284-91. Методические указания. Проведение производственных (оперативных) испытаний новых и усовершенствованных методов гидрометеорологических и гелиогеофизических прогнозов. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200068360 (дата обращения: 4.03.2019).